UX дизайн с нуля

UX дизайн с нуля. Процесс проектирования интерфейсов

Что такое UX дизайн?

User Experience, UX дизайн — это ощущение и реакция человека, вследствие использования или предполагаемого использования продукта, системы или услуги. Другими словами, UX — это нечто, что находится в голове пользователя.

Каждый человек может использовать похожие продукты совершенно по-разному. При этом пользователь может испытывать разные ощущения (UX), иногда хорошие,  а иногда и не очень. Как правило, недовольные продуктом пользователи через какое-то время перестают им пользоваться вообще и продукт становится не нужен. Чтобы UX стал хорошим необходимо применить специальный процесс — «Проектирование интерфейсов» (UX дизайн, он же UXD).

UX дизайн — это процесс создания и улучшения UX с помощью пользовательский интерфейсов. Процессом проектирования интерфейсов, в идеале, занимается специально обученный человек-проектировщик. Работа такого человека основывается на эмпатии к пользователю и понимании бизнеса заказчика.

Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания (Википедия). Это навык, с помощью которого проектировщик начинает видеть мир глазами целевого пользователя.

Чтобы понимать бизнес заказчика необходимо разобраться с: его целями, возможностями и ограничениями. Зачастую цели бизнеса и пользователя противоречат друг другу и проектировщик вынужден идти на уступки, то пользователям, часто в ущерб ресурсам бизнеса то бизнесу, делая интерфейс менее ориентированном на пользователя. Эта дилема, конфликт интересов,- главная сложность в работе проектировщика интерфейсов.

Процесс проектирования интерфейсов:

  1. Создание портретов пользователей.
  2. Создание информационной структуры.
  3. Создание бумажного прототипа.
  4. Создание интерактивного прототипа.

Портрет пользователей.

Проектировщик начинает работу с исследования потенциальной аудитории пользователей продуктом. Получив необходимую информацию он разбивает эту аудиторию на несколько ярко выраженных сегментов. рекомендуется использовать не более 4-5 персонажей. Эти вымышленные люди представляют из себя некий усредненный портрет для каждого сегмента целевой аудитории. Как правило, проектировщик представляет данный в виде таблицы с различной информацией: возраст, как использует гаджеты, как пришел к необходимости использования продукта… И самое главное проектировщик должен понять какие цели преследует пользователь при использовании данного продукта и какие цели преследует бизнес по отношению к этому пользователю.

Пример заголовков столбцов такой таблицы: фото, название аудитории, описание, поведение, целевая функция, бизнес цель, сценарий 1-го взаимодействия, сценарий 100-го взаимодействия… Подробней о портрете пользователя читайте ниже.

Информационная структура.

После создания портрета пользователей проектировщик превращает цели пользователей и бизнеса в определенные интерфейсные функции и располагает их обычно в форме дерева. Информационная структура обычно выглядит в форме ментальной карты (Mind Map), в которой описано какие разделы содержит интерфейс, какие в этих разделах страницы, какие в них функциональные блоки. Эту схему уже можно назвать прототипом с невысокой детализацией. Главное преимущество такой структуры — низкая стоимость внесения изменений в продукт.

UX дизайн - пример информационной структуры

Пример информационной структуры — Mind Map

Бумажный прототип.

После создания информационной структуры проектировщик увеличивает детализацию внешнего вида продукта путем создания бумажных прототипов. текстовые надписи превращаются в нарисованные прямоугольники с очень грубо концептуально показанными элементами. Бумажный прототип умеет синхронизировать видение продукта между заказчиком и проектировщиком. После презентации и утверждения бумажного прототипа проектировщик приступает к созданию прототипа интерактивного.

Бумажный прототип

Бумажный прототип

Интерактивный прототип.

Создание интерактивного прототипа — самый трудоемкий этап, может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев. Связано это с тем, что проектировщику приходится решать множество вопросов. Например: что произойдет если банк отменит платежку пользователя, как подписать кнопки, где стоит разместить главное меню (сбоку или сверху), как должны выглядеть страница при первом использовании…  Так же ему постоянно приходится общаться с разработчикам на предмет возможности реализации той или иной функции. В процессе такого детального прототипирования выплывают различные нюансы, о которых раньше никто даже и не подумал бы.

Прототип

Интерактивный прототип сайта

После окончания процесса проектирования интерфейса (UX дизайн) в игру вступает дизайнер интерфейсов (UI дизайнер), который уже не отвлекаясь на бизнес логику и функциональные особенности создает уникальный визуальный язык продукта. UI дизайнер выбирает цвета, шрифты, задает формы, создает пиктограммы и иллюстрации. Далее может следовать такой процесс как создание спецификации продукта. В зависимости от пожеланий разработчиков может потребоваться составление таких документов как: функциональные, не функциональные требования, требования к данным, к сценариям, тестирования и т.д. Затем все накопленные материалы передаются разработчикам. После разработки появляется публичный релиз продукта и бизнес начинает собирать обратную связь от пользователей. Через некоторое время появляется пункт доработок или возможно даже полного редизайна и проектировщик снова берется за дело.

Читайте продолжение — UX дизайн с нуля. Часть 2

Поиск